Блюз (англ. blues от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально — сольная лирическая песня американских негров, впоследствии — направление в музыке.
Блюз появился во второй половине XIX века в США. В начале XX века сформировался так называемый классический, или городской блюз.
Блюз получил широкое развитие в 60х годах XX века.
Изначально блюз представлял собой исключительно «чёрную» музыку, исполнявшуюся неграми для негров. Он исполнялся в сопровождении банджо, гитары, позже — фортепиано или инструментального ансамбля. Впоследствии блюз объединился с народной музыкой белых поселенцев (стиль "кантри" который, в свою очередь, уходит корнями в кельтскую музыку) и другими стилями, и сам поделился на несколько чётко оформленных ветвей.
Поскольку блюз создавался преимущественно неграмотными музыкантами, многие из которых едва знали нотную грамоту, термин "уличная музыка", может быть приложен прежде всего к ним.
В лирических текстах множества блюзов нашла отражение тема социального и расового угнетения.
Блюзовые песни принимают различные формы, некоторые из них выражают общие чувства и отношения.
Louis Armstrong
Блюз - это также способ исполнения музыки. Для многих в этом суть искусства; певец или исполнитель, который не может или не выражает "блюзовое"ощущение - не "блюзмэн". Определенные свойства тембра, включающие "скрипучую" или "рычащую" голосовые техники, ассоциируются с этой манерой выражения, а ровные и смягченные тона, выливающиеся в печальные и скорбные звуки, считаются частью музыкального словаря блюза. Итак, если исполнение блюза можно иммитировать, то ощущение блюза, как утверждают его исполнители, нельзя.
Импровизация же является существенной частью блюза, хотя и не в такой степени, как в джазе.
Влияние блюза на др. жанры
История блюза насчитывает как минимум 80 лет и влияние его на современную рок-музыку настолько велико, что его всепроникающие использование проходит почти незаметно. Блюз оказал значительное влияние и на современную поп-музыку, не только среди американских черных, но и в международных масштабах. До середины 50-х годов 20 века и появления вдохновенного блюзом рок-н-ролла, блюз был по существу черным понятием, обладающим характерными чертами фолкмузыки.
Блюз-рок
Когда дело касается блюз-рока, не стоит усложнять. Скажем честно, глядя фактам в глаза: три четверти этой музыки – просто очень громкий блюз, и больше ничего.
Изобретатели «громкого блюза» родились, а многие и до сих пор в скромности проживают в Англии.
Начало блюз-рока – а это 1962 год, и есть начало так называемого «белого» блюза. В это время в Лондоне эксцентричный джазмен Алексис Корнер основал свою «Блюзовую Корпорацию», группу блюзовых энтузиастов с необязательным членством. В этой неустойчивой по составу субстанции выступали Джек Брюс и Джинджер Бейкер, Мик Джаггер, Пол Джонс и прочие будущие гранды ритм-энд-блюза. Другие будущие приходили их слушать.
Алексис Корнер
Настоящий блюз-рок мир услышал в 1967 году. Источниками этой новой агрессивной музыки, безусловно, в первую очередь стали группы Хендрикса и «Крим» - величайшие пауэр-трио в истории эстрады.
Cream
«Крим» отличались громкостью своих концертов, доходившей до такой степени, что музыканты фактически не слышали себя, поскольку стояли в окружении стен колонок, изрыгавших звук чудовищного уровня громкости. Здесь этот элемент был доведен до абсурда. Но более существенным открытием «Крим» было следующее: они играли не просто громкий блюз, они играли новую музыку, в основе которой лежали риффы, то есть ритмичные музыкальные фигуры, почерпнутые из словаря дельта-блюза. Ярчайший пример того – «Sunshine of Your Love».
В конце 60-х блюз-рок был одним из самых модных направлений. Его наводнили виртуозные инструменталисты, в первую очередь – гитаристы, профессиональные композиторы и даже текстовики. Виртуозность, помноженная на громкость и поддержанная новыми технологиями (звуковая концертная аппаратура постоянно совершенствовалась) дали новое качество музыки, основанной на блюзе. Исполнители типа Led Zeppelin, Ten Years After, Рори Гэллахер, Free, Humble Pie и Bad Company завершили эволюцию британского блюз-рока.
Rory Gallagher
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
Истоки джаза связаны с блюзом , спиричуэлс и рэгтаймом.
Ритм-энд-блюз
Ритм-энд-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией т. н. «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues).
Ритм-энд-блюз - самое широкое обозначение всей музыки, исполняемой чернокожими музыкантами и не вписывающейся в определения джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов журнала «Billboard» вместо несколько пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.
Сейчас принято отличать R'n'B от классического Ритм-энд-Блюза. Под термином R'n'B подразумевается музыкальное направление, берущее начало от симбиоза блюза, соула и других "расовых" жанров. Ритм-энд-Блюзом же принято считать музыку на ярко-выраженной блюзовой основе, утяжелённой электронным инструменталом.
Соул-блюз - помесь музыки соул и традиционного блюза, как легко понять из названия.
Соул появился в 60-е годы и был, по сути, продолжением традиционной черной музыки, прежде всего, gospel. Он связан со своим предшественником - ритм-энд-блюзом 50-х - генетически. Поэтому в шоу-бизнесе, в американской музыкальной журналистике, в коммерческой терминологии, да и просто на стендах в магазинах соул и блюз музыка стоят рядом или вместе. Целый ряд музыкальных изданий США вообще их не разделяет, представляя как единую музыку - ритм-энд-блюз - в единых списках популярности.
Буги-вуги
Такая музыка брала начало в негритянской народной традиции, и к началу XX века эти пианисты играли преимущественно блюз. Таким образом, на смену гитаре или банджо, сопровождавшим ранних певцов блюза, пришло фортепиано. Причем пианисты играли блюз быстрее и ритмичнее, так как они аккомпанировали танцорам. В остальном блюз остался прежним.
Большинство композиций в стиле буги-вуги построено на блюзовой последовательности аккордов. Характерное чувство восьми ударов в такте — визитная карточка этого стиля.
Базирущийся на блюзе стиль буги-вуги позже слился со страйд-стилем (stride style), ставшим главной линией развития джазовой игры на фортепино.
Блюзовые танцы
Блюзовые танцы, были широко представленные во все периоды.
Такие танцы создали базу для блюза-развлечения, чьи корни могли отыскаться в более ранних танцевальных шаблонах. На поздних стадиях развития блюза они сопровождались гитарным или фортепианным буги-вуги акккомпаниментом. Тем не менее стандартная форма настолько широко известна, что выражение "играть блюз" обычно подразумевает использование 12-тактной структуры.
Другой формой стали блюзовые танцы, появившиеся после выхода в 1911 году "St. Louis Blues". Музыкальная структура блюза стала впоследствии одним из главных компонентов свинга
Пример таких танцев в отрывке из фильма Квентина Тарантино „Криминальное чтиво”
Примеры роковых и блюз-роковых групп:
The Animals - Британская группа, начинавшая на блюзовой и ритм-энд-блюзовой сцене. (блюз-рок, ритм-энд-блюз, рок, психоделический рок)
The Doors - Американская рок-группа
(эйсид-рок, хард-рок, блюз-рок)
Led Zeppelin - Рок интерпретации блюза.
(хард-рок, хэви-метал, блюз-рок, фолк-рок)
Клэптон, Эрик - Его стиль со временем менялся, но он всегда держался блюзовых корней. Играл с блюз-роковыми командами.
Дополнительные материалы:
Muse - Feeling Good
Отличный отрывок из фильма о блюзе "Перекресток" (Crossroads) (1986). Два гитариста соревнуются в мастерстве исполнения блюза и игры на гитаре.
Возможно вам также будет интересна статья История Рок-музыки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий