пятница, 12 февраля 2010 г.

История Рок-музыки

История появления рок музыки насчитывает множество метаморфоз и превращений отдельных видов и подвидов рока.
Кроме того, довольно трудно определить временные границы существования рок-музыки. Принято считать, что рок начинается с “Битлз”, однако “битлы” тоже возникли не на пустом месте. Появлению первой знаменитой на весь мир рок-группы предшествовали долгие и запутанные процессы формирования новой музыки, оформления ее как целостного и самодостаточного культурного явления.

The Beatles

Считается, что рок родился из традиционного “черного” блюза, “положенного” на ритмическую основу, но не меньшее значение для формирования рок-музыки имел фолк, то есть необъятный пласт народной музыкальной традиции, который в каждом регионе обладал своими неповторимыми особенностями, и во многом именно это обусловило появление множества национальных школ в пределах рок-музыки, в том числе и русской школы.

Традиционными музыкальными инструментами для рока были и сейчас являются: Электрогитара, бас гитара, и конечно же ударные. Электрогитара подключенная к усилителю, да еще с наложением какого-нибудь рычащего/пищащего эффекта (примочки), давала громкий ни на что не похожий звук. В качестве аккомпанемента электрогитаре выступал бас, естественно тоже подключенный к усилителю. Всё это сопровождалось ритмичными ударными.
Часто группы и состояли только из этих трех инструментов. Такие составы называли „Пауэр трио”

Как правило, мелодия песни базировалась на “риффе” – обычно несложной последовательности гитарных аккордов, которая определяла развитие музыкальной темы.
Песня строилась по принципу чередования куплетов и припева, иногда с инструментальной вставкой посередине.

Итак, как уже упомяналось началом рок музыки принято считать Битлз. Впрочем, многие любители и исследователи рок-музыки предпочитают вообще не употреблять само слово “рок” при разговоре о Битлз и других группах первой половины 1960-х гг., утверждая, что это была всего лишь разновидность поп-музыки с более жестким звучанием и более активной ритмической составляющей. Для характеристики этого варианта поп-музыки предлагается термин “бит”, который кажется вполне уместным, ибо “beat” в прямом переводе с английского означает “ритм”. Собственно, и название “Битлз” построено на игре слов “beetle” (“жук”) и “beat” (“ритм”).



Роллинг стоунз также представляли собой группу бит музыки, хотя играли при этом более жесткую музыку, чем “Битлз”, с обилием блюзовых гармоний. Эти две группы можно противопоставить друг другу, хотя по сути они играли одну музыку. Яркими участниками бит-движения были “Kинкс”, “Зомбис”, “Энималс”.

The Kinks



В середине 1960-х приходит новый этап в развитии рок музыки – психоделия.
Психоделия – это некий вариант рок-символизма. На чисто инструментальном уровне она порождает интерес к нестандартным мелодическим темам и к использованию непривычных для рок-музыки инструментов (скажем, духовой и струнной секций), а также к небывалой смелости в аранжировках. Многие бит-группы переориентируются на новую моду, позволяя себе невиданные ранее эксперименты со звуком и с концепцией песни. Вместе с тем появляются и новые психоделические группы такие как “Пинк флойд”.

Псикоделические группы пускаются в эксперименты со звучанием, порой теряя главную составляющую рок музыки – концепцию песни. Комрозиция теперь может быть исключительно инструментальной, или всё же с вокалом, но при этом лирика сильно меняется. Тексты становятся более запутанные, не понятные, в отличии от “бит” сцены.

Любопытный и чрезвычайно самобытный вариант психоделии предложила американская музыка. Музыка их основывалась на довольно мягком гитарном звучании, вольной манере исполнения (хотя импровизация не была здесь так развита, как у тех же “Пинк флойд”), на постоянном поиске новых музыкальных форм.

Pink Floyd

Психоделические эксперименты привели к появлению важнейших стилей рок музыки, которым было суждено определять развитие рок-музыки в 1970-е гг.
Одним из таких стилей становится хард-рок, или тяжелый рок, наиболее яркими представителями которого становятся группы “Дип пёрпл”, “Блек сэббэт” и в особенности “Лед зеппелин”. Хард-роковые группы объединяет, собственно, только одно – ориентация на жесткий гитарный звук, дополненный экспрессивным вокалом и четким ритмом.

Deep Purple

Первооткрывателями хард-рока можно назвать британскую группу “Крим” – одно из первых в истории рок-музыки “пауэр-трио”, состоящее из гитариста Эрика Клэптона, басиста Джека Брюса и барабанщика Джинджера Бейкера. Музыку “Крим” нельзя назвать хард-роком в чистом виде, скорее это несколько необычный вариант блюз-рока с оттенком психоделии, отмеченный заметно утяжеленным гитарным звуком и буйной экспрессивностью подачи материала.
Однако самыми выдающимися представителями хард рока, с точки зрения гармонии и тонкости аранжировок, принято считать “Лед зеппелин”, они выработали абсолютно неповторимый вариант хард-рока, построенного на блюзовых риффах, сыгранных при этом на жесткой “фузованной” (то есть чуть грязноватой) электрогитаре.



На том же этапе оформляется арт рок или же прогрессив рок, смешавший в себе завоевания бита и психоделической эры с достижениями классической музыки, джаза и народной музыки. Порой в процессе такого смешивания музыканты полностью уходили от роковых канонов, и роком такую музыку можно было назвать с натяжкой.

В творчестве прогрессив-роковых групп нередко встречаются длинные, развернутые рок-сюиты, многочастные композиции. При таком подходе к сочинению музыки неудивительно обилие рок-обработок классической музыки.
Это нередко абсолютно бесструктурная, минималистская, иногда нарочито дисгармоничная музыка с активным привлечением электронных инструментов (прежде всего синтезатора).

Также во второй половине 1960-х гг. оформляются другие, менее значительные направления внутри рок-музыки. Из электрических джазовых экспериментов Майлза Дэвиса рождается джаз-рок. Оформляется глэм-рок (он же глиттер-рок, по имени одного из самых значительных представителей этого направления – Гари Глиттера). Музыкантов, активно использующих в музыке блюзовые гармонии, начинают причислять к блюз-року, тех же, кто черпает вдохновение из традиций старой народной музыки, теперь относят к фолк-року. Словом, рок-музыка тогда переживала, быть может, самый удачный и самый интересный период в своей истории.

К концу 1970-х гг. ведущие тогда направления хард-рок и прогрессив-рок начали исчерпывать свои основные приемы. Этот творческий кризис для большинства оказывается фатальным.
С другой стороны, появляется панк-рок – один из самых радикальных и маргинальных стилей внутри рок-музыки, провозгласивший полное забвение всех принципов рока 60-70-х и проповедовавший простейшую трехаккордную гитарную шумовую музыку с почти полным отсутствием мелодии.
Появление панк-рока стало переломом в культурном сознании. Панк-рок пришедший на смену чахнущим хард-року и прогрессив-року, наверно и нужен был исключительно для того, чтобы “убить” разлагающиеся семидесятнические направления и освободить просторы для совершенно новых, уже не так тесно связанных с классической рок-традицией течений.

Оглядываясь назад, мы понимаем, что бит, рок-н-ролл и другие направления, являлись чрезвычайно важными для развития рока новейшего времени, и для истории музыки вцелом. Ведь вся современная звуковая масс-культура так или иначе выросла из классического рока 1960-1970-х годов.

А это на последок, просто чтобы получить удовольствие :)



Возможно вам также будет интересна статья История Блюза.



Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 
Software Blogs - BlogCatalog Blog Directory
Rambler's Top100
Каталог блогов Blogdir.ru
добавить блог Coobblog DobroBot
Каталог блогов Blogolist Участник ePochta Blog Rating
Участник Blograte.ru